Представления о психике в средние века
Страница 1

Инфо по психологии » История психологии » Представления о психике в средние века

Временные границы эпохи средних веков: нижнюю границу историки определяют по-разному: Звек (становление христианской идеологии), 5 еек (падение Римской империи), начало 6-го века (закрытие Афинской школы - последнего очага античной философии). Окончание средневекового периода относят к 15-му или 16-му веку, - периоду возрождения искусства, светской науки, открытия Америки. Общая характеристика представлений о психике в средние века:

Под влиянием христианского мировоззрения, в человеке стали выделять три начала: тело. душу и дух. а не два (тело и душу), как в античные времена. Дух - «искра Божья», душа - психические функции, помогающие духу реализовывать его предначертания, тело-материальный «сосуд».

Если во времена античности человеческое счастье определялось способностью души возвысить свой разум до постижения общемирового закона, мира идей, вселенского разума, то в эпоху средних веков установилось другое представление о причинности событий: главная действующая сила - Бог -может вмешиваться в установленные общемировые законы, добиваясь возвышения духа человека;

человеческое счастье зависит от способности души вывести духовное на передний план и подчинить свою волю воле Творца. Античная картина мира: «человек и безразличный к нему Космос», христианская картина мира «человек и всемогущий Отец, наделивший человека свободой воли, но надеющийся на то, что эту волю он соединит с волей высшей, поэтому готовый к диалогу с человеком».

Поэтому познание истины в эту эпоху связывали не с активностью рассудка, а с активностью, устанавливающую связь с Богом Человеческий разум, возведенный на пьедестал в античные времена, оценивался невысоко; его успехи в получении откровений ставился в зависимость от интенсивности веры, создающей «настройку» к подсказкам свыше. Античная мысль представляла законы мироздания незыблемыми, поэтому все изменения казались движением по кругу. Христианство видело в Боге создателя поступательного развития, переводящего мир во все более совершенные и сложные состояния. Созидающей силой, меняющей лик мира, считалась любовь. Предполагалась необходимой и надежда - настроенность на развитие и улучшения бытия. Подводя итог, можно отметить концентрацию психологических взглядов той эпохи на сферу эмоциональных и волевых явлений. Кроме веры, надежды и любви источниками благополучия человека считались смиренность, радость и непривязанность. Достичь этого можно было интенсивной духовной практикой, уничтожающей уныние, гордыню (тенденцию ставить свою индивидуальную волю превыше всего), и привязку к вещам, явлениям, людям (то есть склонность «сотворить себе кумира»).

Психологическим механизмом, создающим полноценное функционирование души, считалась рефлексия (отражение себя). Внутренний опыт считался более высоким, чем опыт внешний. Его суть -получать истинные знания - откровения - из трансцедентального источника, создавая настроенность души на дух, а через него на Бога. В эпоху позднего средневековья произошло смягчение позиции относительно допустимости внешних источников познания - органов чувств и разума. Возникла теория двух истин. Её суть - истины бывают разного уровня, их надо добывать разными путями: «высокие» истины - верой, а практические истины - исследованием мира.

Реабилитация разума в эпоху позднего средневековья привела к появлению схоластики (от слова «школа»), построенной на использования логики для создания истин. Из-за того, что материал для логических построений брался из церковных текстов, и критерии истины брались там же, результат умственных усилий оказывался искусственным, далеким от жизни, легко опровергаемым другой цепочкой рассуждений. Схоластика приобрела догматический характер, стала тормозом для развития идей.

Страницы: 1 2


Профилактика и лечение депрессий. Специфика поведения подростков, страдающих скрытой депрессией
Различают активную и реактивную депрессию. Активная вы­зывается психическими и общими заболеваниями. А реактивная депрессия связана с тяжелыми жизненными ситуациями: неуда­чами, обидами, смертью близких людей, сопровождается тягост­ными переживаниями, страхами. Ребенок становится мнитель­ным, мрачным, необщительным, пессимистически ко в ...

К дифференциальной теории установки
Вот основные сведения, имеющиеся в нашем распоряжении по вопросу об установке. О чем говорят нам они? Основное положение таково: возникновению сознательных психических процессов предшествует состояние, которое ни в какой степени нельзя считать непсихическим, только физиологическим состоянием. Это состояние мы называем установкой — гото ...

Рефлексология
Принципиально новый подход к предмету психологии сложился под воздействием работ И.П. Павлова (1859 – 1936) и В.М. Бехтерева (1857 – 1927). Экспериментальная психология возникла из исследований органов чувств. Поэтому она и считала в те времена своим предметом продукты деятельности этих органов – ощущения. Павлов и Бехтерев обратились ...