Символика
Страница 2

Идентификация с партнером, символизируемая фиолетовым цветом, понимается в связи с этим либо положительно как интуитивно-чувственное постижение и понимание, либо к ней стремятся как к эротическому слиянию, либо к идентификации относятся скорее отрицательно, как к витающей в чем-то непонятном нерешительности и неопределенности.

С такой недифференцированностью фиолетового цвета, с еще не определившимся разделением на красный и синий полюсы, на мужское и женское, связано, возможно, то обстоятельство, что 75% детей школьного возраста, не достигших еще периода полового созревания, предпочитают фиолетовый цвет и ставят его на первое место в тесте М. Люшера, в то время как взрослые испытуемые выбирают, как правило, фиолетовый цвет на третьем, четвертом, пятом, шестом или седьмом месте. Среди умственно отсталых детей фиолетовый цвет выбирают 85%.

Многие женщины предпочитают фиолетовый цвет в тесте М. Люшера во время беременности, что может быть обусловлено гормонально. Сразу же после родов этот цвет либо совершенно отвергается ими, либо избирается на основании индивидуального вкуса.

М. Люшер отмечал также в своих исследованиях, что фиолетовый цвет предпочитают гомосексуальные пары, в которых мужской и женский полюс в отношениях слит в недифференцированное единство. Во Франции гомосексуалистов называют «фиолетовыми» («les Violets»).

Отвержение фиолетового цвета свидетельствует, в соответствии с этим, о подавлении желания слияния и единения. Часто это связано с отсутствием предпосылок для этого. Место радости эротического очарования занимает принципиальная сдержанность или желание ясных, выясненных отношений.

Содержащийся в фиолетовом цвете символический смысл переносится часто на области эстетики и профессиональной деятельности.

В теории “звук-цвет”, разработанной русским композитором Александром Николаевичем Скрябиным, фиолетовый цвет в большой октаве соответствует ноте «до», «…несущей состояние торжественности, неясного грядущего начала и, оттого, тревожности».

В Пифагорейской школе, связывавшей воедино “число-звук-цвет”, фиолетовый цвет соотносится с числом «11».

Опираясь на исследования М. Люшера, можно проанализировать предпочтение или отвержение фиолетового цвета в одежде. С начала восьмидесятых годов фиолетовый цвет считается модным. Особенно он распространился в феминистическом движении на Западе. Конечно же, важную роль при этом играют нюансы фиолетового цвета. Светлый розово-фиолетовый (pink) цвет может соответствовать приверженности к музыке Pink-Floyd или soul. Если в одежде человека есть элементы глубоких фиолетовых тонов, то это может говорить о желании очаровывать, покорять своим волшебством и, в то же время, быть самому очарованным и покоренным волшебством. Глубокий фиолетовый цвет связан со стремлением к магии и магическим действиям, которые также в последние годы становятся все более массовыми и популярными.

Склонность к изысканности, к эксцентричности всегда была связана с особым предпочтением фиолетового цвета.

Еще несколько поколений назад темный фиолетовый цвет считался цветом старости, цветом бабушек, а также вдов. Когда этот цвет выбирает сегодня молодое поколение, это может говорить также и о некоторой ностальгии к прошлому. Изоляции и отчуждению во многих областях общественной и личной жизни противостоят сегодня у многих наших современников особенно сильные желания взаимного проникновения и слияния в области межличностных отношений. Аналогичная ситуация наблюдается в религиозной области, где одновременно существуют, с одной стороны, тенденции поиска и стремления к слиянию с духовными группами и их лидерами, а с другой стороны, поиск собственного мистического опыта.

Страницы: 1 2 3


Пояснительная записка. Актуальность тренинга
Разработка данной программы продиктована необходимостью повышения коммуникативных навыков у учащихся в обучении и других видах деятельности. Общим государственным стандартом не предусмотрена программа данного рода, однако, в настоящее время наблюдается повышенный интерес студентов и преподавателей к проблемам общения в той или иной дея ...

Контрольная концепция Карвера - Шайера
Так же как и в предшествующей модели, кибернетические схемы и идеи легли в основу этой концепции эмоций созданной в 1996 году Карвером, Лоренс и Шайером. Эти авторы опирались на уже заметную традицию рассматривать эмоции как механизм вполне рационального поведения. В результате эти идеи привели их к созданию модели природы эмоций, котор ...

Межличностные и групповые конфликты
Межличностный конфликт очень тесно связан с внутриличностным. Строгого определения межличностного конфликта не существует. Тем не менее, можно назвать отличительные особенности межличностного конфликта: 1. Противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются ...